Выйти из сумрака

Мое детство прошло в квартире на тихой улице на северо-западе Петербурга, которая как будто состояла из сплошных полок, шкафов и всевозможных стеллажей. Один из них тянулся вдоль коридора и был под завязку забит книгами. Однажды он даже обрушился на меня восьмилетнюю со всем своим содержимым, когда мне захотелось посмотреть, что же там такое на верхних полках, куда не удавалось дотянуться, и что в конечном итоге побудило меня заняться бытовым альпинизмом. Но речь не про это. Я до сих пор помню на этом стеллаже толстую книжку в желтой обложке с нарисованными лицами: женскими, мужскими, толстыми, худыми, веселыми, грустными, добрыми, злыми. Это был сборник рассказов Михаила Зощенко «Избранное». И он почему-то очень пришелся мне по душе, со всей своей сатирой, которую я, в силу возраста, не могла еще понять и оценить во всей красе. Да что уж там, до сих пор до конца прочувствовать не могу, не то я поколение. Однако, один из рассказов так прочно отложился в моей памяти, что я частенько возвращалась к нему в связи с самыми разными жизненными ситуациями. Вкратце, речь в нем шла о том, как в один дом провели благо цивилизации — электричество. А оказалось, что в свете стала видна вся «гниль и гнусь», которая годами в домах людей копилась. Кто-то решил с бардаком бороться, прибраться, навести красоту. А кто-то просто перерезал провода, будто и не было ничего. И на все претензии ответил, дескать, коли не по нраву, так съезжайте, гражданин, а мы на свою бедность и гнусь глядеть не желаем. Так и пришлось гражданину смириться.
То же самое часто происходит и в нашей, современной жизни. Только если внешние бардак и бедность многие уже научились тщательно маскировать при помощи той же ИКЕА, то внутренние «гниль и гнусь» никуда не делись. Более того, кто-то даже стал напоказ выпячивать и гордиться своей «непохожестью на серую массу». Хотя, конечно, это дело каждого. А я вот прямо физически с приходом весны, затмения, новолуния и некоторых сакральных знаний о себе в очередной раз поняла, насколько эта гниль и гнусь способна отравить меняв долгосрочной перспективе, если не начать с ней борьбу. Не с гипотетического понедельника, нового года или дня рождения, а сегодня, прямо сейчас. Потому что если в комнате зашторить окна и выключить свет, то может показаться, что там царит идеальный порядок — просто потому, что ничего не видно. Но потом, когда включаешь свет, открываешь шторы, становится видно все. Чем больше света, тем виднее каждая пылинка. Можно, подобно героям у Зощенко, перерезать электрические провода, а можно податься свету навстречу, впустить его в душу и не позволять гаснуть ни на секунду, даже когда поддерживать этот свет становится особенно тяжело и кажется, что все напрасно и зря. Говорят, это длительный, многолетний процесс.
Я и раньше это осознавала. Даже предпринимала какие-то попытки, но они все имели краткосрочный успех и эффект. Сейчас почему-то все ощущается по-другому. Я не хочу резать провода, чтобы не замечать грязь. Я хочу навести порядок и найти в себе силы светить так, чтобы и другие жильцы под лучами моего света понимали, как тяжело и грустно жить с этой грязью в сердце и доме. И как важно вовремя взять в руки веник. Боюсь, как бы не слишком глобальная задача вышла.

Мне есть что сказать

