Я не такая, я жду трамвая

Не так давно наткнулась на мысль, что вообще все наши проблемы в жизни происходят от чрезмерных от нее ожиданий. Мысль эта для меня довольно революционная, так как идет вразрез с моими привычными фаталистично-гедонистическими представлениями. В соответствии с ними, в жизни надо постоянно чего-то хотеть, чего-то желать и периодически визуализировать. Такой вот «активный» метод ожиданий. А тут надо, оказывается, наоборот. Совсем недавно я поняла, что не нужно ждать от окружающих соответствия твоим представлениям о прекрасном. Но я и не думала, что проблема гораздо глобальнее.
Если так подумать, то практически все время в свой жизни я чего-то жду. Будучи ребенком, я хотела поскорее стать взрослой. Будучи школьницей — поступить в университет и наконец-то избавиться от гнетущего педагогического контроля. Будучи студенткой — закончить слушать этот маразм (чего таить, не все предметы из моего расписания были полезными и расширяющими кругозор) и пойти работать. А сейчас вот сейчас работаю и иногда думаю: «Скорее бы в декрет». :) И все эти мои любимые попытки начать новую жизнь с понедельника тоже туда же, в список к ожиданиям. Зиму я переживаю в мечтах о лете, а в летней жаре молюсь о снеге и зимних холодах. Я убираю елочные игрушки и тут же начинаю планировать, что подарю любимым мужчинам на 23 февраля и куда поеду на майские праздники. В понедельник я жду выходных, а в выходные — каких-нибудь событий на неделе. Мой дорогой мужчина очень часто по этому поводу на меня ругается, дескать, живешь в абстрактном будущем, перестань. И правда, по факту, крайне редко я могу поймать себя на мысли, что вот в данный момент времени, здесь и сейчас, я абсолютно довольна тем, что у меня есть, мне ничего толком не хочется и я ничего не жду. Просто потому, что мне и так хорошо.

А тут вот, оказывается, стоит только вырваться из этого порочного круга ожиданий, из этого хронического сослагательного наклонения, стоит отбросить все «стандарты ожидания» и начать просто наслаждаться моментом — жить сразу становится легче. Потому что до этого ты как бы двойную нагрузку на себя взваливаешь: жизнь реальную и жизнь ожидаемую. Тратишь и без того небольшие ресурсы собственных сил. Нет, безусловно, есть и приятные ожидания. Их еще называют чувством предвкушения. Но оно тоже коварно — когда слишком много ожидаешь, тебя опять-таки реальность может разочаровать. Дескать, я-то ждал, ждал, а оно вот как блекленько получилось. Прямо как будто в педагогических целях, чтобы губу не раскатывать. Очень часто в жизни так.
И опять всплывает тезис о том, что принятие того, кто ты есть и что у тебя есть — это прямой путь к счастью. Принятие себя, своего материального и социального положения, своих отношений со всеми и событий, которые с тобой происходят. Принятие не равно покорности. Принятие — это готовность что-то изменить, но ровно тогда, когда для этого будет оптимальный момент. Без ожиданий того, что придет кто-то или что-то, и все изменится. Без форсирования. Как в английском языке, responsibility = ability to respond, способность ответить, среагировать, сделать в ответ. И еще — способность принять тот факт, что жизнь может поворачиваться то передом, то задом, и это нормально.
Очень я хочу научиться достигать такого состояния абсолютного принятия, без каких-то ожиданий. Давно думала об этом, хотела, но не решалась — ждала (!!!) какого-то волшебного пинка. А надо всего лишь вот прямо сейчас пообещать себе быть в этом состоянии — не равнодушном, а, скорее, открытым к любым вариантам. Быть способной подстроиться и понимать, что для тебя лучше. Не напускное, нанесное, привитое «лучше», а вот такое архаично-природное. И руководствоваться по жизни правилом «все будет — рано или поздно, так или иначе».

Мне есть что сказать

