Итоги года: литературное

Цикл подведения итогов 2013 года я решила открыть книжной тематикой. В этом году я очень много читала. В основном, благодаря тому, что мне подарили Kindle — с ним процесс чтения стал легким и удобным, как никогда ранее. Среди всего прочитанного было много хорошего, много того, что побуждало задумываться над различными аспектам своей жизни, а было то, что не оставило никакого следа в душе и сознании, хотя это тоже некий опыт. Но больше всего в этом году я читала о любви. И когда я говорю о «любви», я имею в виду не только рафинированные проявления отношений между мужчиной и женщиной. Все гораздо глубже. Тут речь идет и о любви к окружающим, не жертвенной, но исчерпывающой. И о любви к самому себе. И, главное, что вся эта любовь — созидательная, потому что любовь разрушающая — и не любовь вовсе.
Image

Самой полюбившейся книгой года я бы назвала Ф.Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок». Теплая и добрая книга, рождающая трогательное чувство радости. Вместо тысячи слов нужно просто взять и прочитать. Особенно, когда на душе скребут кошки.
Второй по значимости будет книга Э.Э.Шмидта «Два господина из Брюсселя». И снова книга о многообразии форм любви в природе и хитросплетении человеческих судеб. Каждый рассказ можно экранизировать — и это войдет в сотню лучших фильмов всех времен и народов. Пронзительно-восхитительно.
Макс Фрай «Сказки старого Вильнюса» том первый и том второй. Как и другие любимые мною сборники рассказов («Большая телега» и «Сказки и истории»), книга состоит из небольших рассказов, на этот раз посвященных улицам старого Вильнюса — каждой улице по рассказу. Без этой книги я бы так туда и не съездила. А еще это та книга, которую я читала очень медленно, по рассказу в день, потому что после каждой прочитанной истории я откладывала ее и задыхалась от переполняющих меня чувств. И особенно — от чувства прекрасного оттого, что я живу в этом мире.
М.Леви «Странное путешествие мистера Долдри». У Леви, по-моему, не было ни одной книги, которая бы мне не понравилась. Да, он тоже пишет о любви, но о любви, побеждающей время и пространство. И эта особенная магия вперемешку с восхитительными сюжетными вставками об истории и есть та причина, по которой каждую его книжку я прочитываю менее, чем за сутки. 
Х.Ли «Убить пересмешника». А для этой книги я просто наконец-то созрела. Я много раз за нее пыталась приняться, но как-то не выходило, спотыкалась на каждой фразе. Но вот в этом году вдруг пошло как по маслу. Видимо, и вправду созрела. Книга — прекрасный портрет эпохи «сухого закона» в США, а также иллюстрация вечных человеческих вопросах глазами ребенка. 
М.Трауб «Тетя Ася, дядя Вахо и одна свадьба». Книга, которая по всем параметрам НЕ должна была мне понравиться. И вообще, я нашла рекомендацию на нее в Космополитен. Но, вопреки всем ожиданиям, это одна из самых смешных и трогательных книг за год. Про один маленький южный город и борьбу с самим собой, в которой, разумеется, исход всегда один.
Б.Вербер «Третье человечество». Я люблю Вербера, а Вербер любит меня, поэтому пишет так, что мне приходится постоянно щипать себя за руку и напоминать, что происходящее в его книгах — всего лишь выдумка, а не альтернативная история развития человечества. Что весьма трудно, потому что пишет он бесподобно.
Р.Бредбери «Лекарство от меланхолии». Вот уж чьи сборники рассказов пропитаны любовью, так этого признанного мастера литературы. И название книги говорит само за себя. Рекомендуется всем тем, кто поддается зимнему, предновогоднему или просто очередному сплину.

Желаю всем, но в первую очередь себе, в новом году найти еще больше книг, которые заставят трепетать чувство прекрасного, а сознание находить какие-то новые мысли и выводы. Ведь без этого, по сути, жить было бы грустно.

Мне есть что сказать

