Самый счастливый день моей жизни

Проживая солнечный, но от этого ничуть не теплый четвертый, «петербургский» месяц зимы, я все чаще вспоминаю свое лето. И не сколько собирательный его образ, а конкретно 2 восхитительных дня вдали от друзей, дома и Российской Федерации в принципе. Все это произошло в Жáбляке, небольшом черногорском городке, запрятанном в горах на краю национального парка Дурмитор.
Как-то раз, уже после того, как я купила билеты в Сербию, я сидела над гугловскими картами и, разглядывая Балканский полуостров, отчетливо понимала, что на море я не хочу. Какая-то случайная ссылка подвернулась мне под руку, потом статья на википедии про этот городок, и, в общем-то, все решилось само собой. Не зря говорят, что ты не видел Черногории, если не побывал в ее горах. Не зря она так называется. Теперь я точно могу сказать, что я Черногорию видела.
Изображение 144

Честно говоря, я не знала до конца, решусь ли я туда отправиться или нет. Но все самое прекрасное в моей жизни, как обычно, случилось само по себе. Ноги после долго праздного шатания по Белградским улочкам привели меня на Београдску Аутобуску Станицу, глаза выхватили из расписания знакомое название, не испугались даже дороги в 8 часов, и не успела я опомниться, как руки уже сами протягивали деньги кассиру — «Билет в один конец, пожалуйста». Вот, кстати, как он выглядел:
сканирование0003
Остаток дня я посвятила катанию на трамвае №2, который проезжает по всему старому центру города, залитому послеполуденным солнцем овощному рынку и смешным искренним прощаниям с ребятами из хостела, к которым за пять дней в Белграде успела прикипеть душой. Ночью уходил мой автобус, была пора отправляться в путь.
Моим соседом оказался огромный накаченный серб в белом спортивном костюме, которого я, должна признаться, сначала немного испугалась. После первых двух часов в дороге, на небольшой остановке он подошел ко мне и что-то спросил. Тогда я еще сербский не знала, да и сейчас бы вряд ли смогла его сразу понять, уж очень быстро он говорил. Казалось бы, общение должно было заглохнуть на корню, но нет. Спустя еще пару часов, уже на границе, он щедро одолжил мне свою куртку, потому что в автобусе было невыносимо холодно, и, неловко улыбаясь, даже выдавил из себя «Kak tebya zovut?». «Настя», — ответила я. «Милко», — представился он. Дальше все как-то наладилось, мы смогли немного пообщаться, не смотря на языковой барьер. Он вышел на одну остановку раньше меня, попросив ссылку на фейсбук и пожелав хорошей дороги. Я осталась сидеть одна и наблюдать в окно, как солнце окрашивает горы в нежный оранжевый цвет. Утро только наступало.
Изображение 146
Дорога предстояла недлинная, но долгая. На полуразвалившемся автобусе, среди полей и холмов, с попутчиками в лице местных колоритных бабушек-дедушек. Автобус ехал очень медленно, постоянно карабкался на очередную гору, сбавлял скорость на спусках, а в узких местах даже стоял, пропуская машины. За остававшиеся мне полтора часа я начала лихорадочно думать, правильно ли я сделала, добровольно загнав себя в одиночестве в глухую провинцию без знания языка. «Не обманули ли?», «Стоит ли так долго трястись в автобусе?», «Что я в итоге увижу?». Забегая вперед, скажу, что ответы вышли такие: «Не обманули!», «Стоит всенепременно!», «Увидишь много такого, о чем будешь долго вспоминать, разглядывая фотографии зимними вечерами». И совершенно точно захочешь вернуться сюда снова.
Изображение 147
Прямо перед самым отъездом я бегло пролистала отечественные форумы и заметила, что преимущественно все советуют остановиться у некой Винки. Решив не покупать кота в мешке, я отправила ей письмо, в котором попросила приютить меня на эти 2 дня. Ответ пришел почти мгновенно: «Da naravno da mozete da rezervisete,sobe su dvokrevetne cijena je za tebe na dvije noci 30e. Poz, Vinka»
И вот в 7 утра меня высаживают на местном автовокзале, который представляет собой небольшой домик, чуть больше какого-нибудь цветочного ларька у метро. Я оглядываюсь по сторонам в поисках знакомого лица и понимаю, что никого нет. Только я со своим чемоданом и больше никого. Пустота. Стараясь не паниковать, заползаю в этот автовокзал. За стойкой хмурая черногорка по-домашнему наливает из кофейника кофе двоим хмурым черногорским мужчинам. И все трое косятся на меня с явным недоумением. «В любой непонятной ситуации выпей кофе», — пронеслось тогда у меня в голове. Подкинули ли эту мысль мне неведомые горные духи или я сама догадалась — ответ неизвестен мне до сих пор. Но это было, пожалуй, самым правильным решением. Терпкий, горький, завариваемый по неведомой мне технологии, тот кофе предопределил все. После него все пошло как по маслу.
Изображение 168
Прибежала Винка, оказавшаяся смешной взъерошенной женщиной с совершенно неопределяемым возрастом. Ей могло быть от 30 до 60. Впоследствии я видела много черногорских женщин, застрявших в своем естественном старении где-то между этими годами. Почему так — я не знаю. То ли это воздух и природа, то ли магия какая-то. Но если я когда-нибудь захочу счастливо состариться, я перееду жить туда и тоже законсервируюсь. Замечательные перспективы, по-моему.
Она привела меня в двухэтажный коттедж, усадила на диван на кухне, дала в руки чашку парного молока и принялась меня регистрировать. Слева от меня на диване сидел большой старый черногорский мужчина, куривший одну сигарету за другой и игравший сам с собой в шахматы. Справа у плиты копошилась старая черногорская женщна, замешивая тесто для пирогов. Под ногами у нее крутились два маленьких мальчика, пронзительно что-то вереща на таком одновременно знакомом и незнакомом мне языке. После ночи в дороге все это показалось мне каким-то сном. Или фильмом Кустурицы. Но я никак не могла поверить, что это правда. 10 евро за комнату и 15 за горный велосипед на весь день — «Добро пожаловать в Жабляк. И кофту сними, жарко будет».
Изображение 151
Винка одолжила мне большую потрепанную карту и указала несколько мест, куда по ее мнению стоит направиться в первую очередь. Я выбрала три озера, находившиеся, как я думала, не так далеко от Жабляка. Взяв с собой бутылку воды, я отправилась в путь. Дорога шла в гору, крутить педали становилось все тяжелее, организм требовал отдыха. На очередном повороте я разлеглась в каком-то прилегающем поле и целую вечность бездумно глядела в облака, совсем не замечая хода времени. В тех горах мне дышалось так легко, так свободно. Можно было слушать тишину и кузнечиков и мысленно слать приветы родным. Все это было так не похоже на то, что я видела дома или вообще где-либо в своей жизни. Это было как-то по-новому замечательно.
Изображение 150
То и дело по дороге попадались коровы, лошади и овцы. Первый час пути я очень боялась, что кому-нибудь из них я со своим велосипедом не понравлюсь, и мне тонко намекнут изящно изогнутым рогом или стройным копытом, что петербургским барышням здесь не место. Но нет, обошлось. Они лениво провожали меня взглядами и тихо мычали-фырчали мне в спину. Через какое-то время я совсем перестала их бояться.
Дорога поднималась все выше и выше. Я слезла с велосипеда и перешла на шаг. В голову начали закрадываться сомнения, что иду я куда-то не туда. Навстречу попался смешной пастух в помятой шляпе, которую он снял при виде меня и вежливо наклонил голову. «Чао», — сказал он и пошел дальше. Ветер донес до меня запах трубки, которую он курил.
Изображение 145
Через полчаса я поняла, что окончательно заблудилась. Вот странно получалось — никогда в жизни не страдала топографическим кретинизмом, а тут как будто проклял кто-то. Или напротив, благословил. Повел одному только ему ведомыми путями, стараясь показать мне то, что никто и никогда не печатал в путеводителях. Кто бы ты ни был, слышишь, я очень тебе благодарна. Ты все сделал правильно. Ответом мне было блеяние овец и гортанные крики пастуха, которые эхом доносились из-за соседнего холма. Мне захотелось заплакать от счастья.
Изображение 153
И где-то тут я поняла, что в последний раз ела еще в Белграде, незадолго до отъезда. Я была настолько пресыщена местным воздухом и солнцем, настолько наполнена ими, что совсем забыла о совершенно земных вещах. До ближайшего магазина было 8 километров горной дороги. До Жабляка и сухого пайка в чемодане — и того больше.
И тут опять случилось волшебство. Оно случалось со мной столь часто в тот день, что я даже начала принимать его как само собой разумеющееся. За очередным поворотом показалась небольшая ферма и самодельная надпись: «Prodaja Sir, Mleko». Я бросила велосипед на краю веранды и зашла внутрь.
Молодая девушка при виде меня подскочила с грубо сколоченной, явно самодельной скамьи и что-то защебетала. На мою робкую смесь русского, английского и сербского она рассмеялась и махнула рукой, мол, садись. Спустя какое-то время перед мной появилась тарелка с домашним хлебом, сыром, маслом и каким-то мясом, а также кружка с парным молоком. Это все было так вкусно и так неправдоподобно, что я украдкой под столом щипала себя за запястье. Мне никак было не привыкнуть, что, да, это все происходит наяву и со мной.
Изображение 154
Четверть часа спустя появилась женщина, точно такая же, как Винка — я не могла понять, сколько ей лет. Она по-хозяйски завернула мне остатки еды с собой, вручила еще одну кружку молока и принялась общаться. Из ее сумбурной речи я поняла, что ей 50 лет, она владеет этой фермой, учила в школе когда-то русский и ужасно рада меня видеть. Все расспрашивала, как там, в Ленинграде. Честно говоря, я была бы готова остаться на той веранде навечно. Слушать истории своей новой знакомой, пить молоко и дышать этим пьянящим воздухом. Но была пора отправляться обратно. Меня усадили на велосипед, тщательно проинструктировали, как добраться до озер (оказалось, вместо них я забралась чуть ли не на одну из самых высоких гор всего национального парка) и пожелали счастливого пути. Лошадь, пасшаяся у забора, дружелюбно махнула на прощание хвостом.
Изображение 155
Дорога обратно пролетела незаметно. Я оставила велосипед у Винки дома и пошла пешком. Сам Жабляк представлял собой крохотный городок, сосредоточившийся вдоль двух главных и нескольких побочных улиц. Старые покосившиеся домики соседствовали с новыми постройками, еще распространявшими запах краски. Вокруг супермаркета крутились люди. А я шла к одной из главных достопримечательностей той местности — Черному Озеру, которое, если верить фотографиям с Википедии, должно было быть яркого лазурного цвета. Это нужно было обязательно проверить.
Изображение 162
Википедия не обманула. Берега, поросшие хвощом, — этакий привет из детства, — обрамляли берега самого красивого озера, которое я когда-либо видела в жизни. Вокруг прогуливались люди, играли дети, слышался смех, но чем дальше я уходила по тропинке, извивающийся вокруг озера, тем меньше мне попадалось их навстречу. Звуки постепенно затихали, зелень над головой сгущалась и начало казаться, что я попадала в какой-то заколдованный лес, который так часто в детстве встречался мне в сказках. Оттого было полной неожиданностью встретить за одним из поворотов бабушку, читающую книжку, когда я уже окончательно удостоверилась в нереальности происходящего.
Изображение 160
А что было дальше? Возвращение через город, постепенно окутываемый ночной мглой, обратно домой. И первый в моей жизни сбитый лбом дорожный знак, потому что я настолько увлеклась бесплатным вайфаем, тянущемся с главной площади, что совершенно не заметила опасности и ходила потом недели две с глупой царапиной.
Изображение 166
Было знакомство с двадцатилетними братьями-близнецами из Англии, с которыми мы под какое-то местное пиво щедро делились историями о своих путешествиях, а после забрались на ближайший холм и наблюдали за маленькими разбросанными по полям домиками и опускающейся на это самое высокогорное поселение на Балканах темнотой.
Изображение 167
Был самый сладкий и покойный сон на свете, а затем еще один день в разъездах по горам, и снова глубокий сон. Было все то, о чем даже рассказывать как-то не хочется, потому что кажется, что эти события обесценятся там, глубоко внутри, если переложить их на нелепый человеческий язык. И было прощание с этим волшебным местом, которое я впитала в себя как губка и с которым так не хотелось расставаться.
Да, много чего было… Я точно когда-нибудь вернусь в это место и попробую повторить все эти действия. И вам советую, друзья.

Мне есть что сказать

