Зима в уездном городе Н.

Когда пишешь о путешествии (кратком или долгом — не важно), самое сложное — это начать. Собрать воедино все кусочки своего восторга, придумать первое предложение, а дальше повествование подхватит тебя само, слова будут складываться в предложения и текст заживет своей жизнью, а мне останется лишь успевать записывать.

Изображение 043

А еще у меня есть одна, пожалуй даже странная черта. Спонтанность. Бывает, мне вдруг что-то приходит в голову, и я тут же бросаю все дела и мчусь навстречу тому, чем меня озарило. Так и в этот раз. Где-то в районе 4 утра я вдруг поняла, что если я не свалю немедленно из города хотя бы на полдня, я взорвусь. А еще я никогда не была в Новгороде. Сложив эти обстоятельства, недолго размышляя, я собралась и в 7:30 уехала из Петербурга. 

Что меня поразило в этом «уездном городе Н.», так это тишина. После вечного фонового шума в Петербурге я была просто оглушена ею. Я стояла на мосту и слышала, как шуршит, сталкиваясь друг с другом, сплавляющийся вниз по Волхову лед. Я стояла на Торговой стороне и слышала скрип лопаты дворника, убирающего набережную на Софийской стороне. Я слышала птиц и хруст снега под ногами. И слух мой напрягался, вытягивался в струнку, боясь упустить что-то из этой звенящей тишины. 

Изображение 061

А на автовокзале висело объявление: «Извините! Скрытая видеосъемка». Не просто сухое уведомление о том, что нас всех снимают, мы в общем-то привыкли. А какая-то доля сожаления и деликатная просьба простить их за то, что они вмешиваются в наше личное пространство. Захотелось взять ручку и пририсовать в конце этого объявления грустный смайлик.

Изображение 051

Над Волховом взошло солнце и снег заискрился. Сугробы в некоторых местах достигали моего роста. Приходилось вставать на цыпочки, чтоб заглянуть за них и увидеть, что же там спряталось. Один раз я даже нашла машину. 

Изображение 058

Мне провели экскурсию по старому центру. Мне одной. Сразу вспомнилась Москва прошлой зимой, когда мне тоже рассказывали все тет-а-тет в музее истории ГУЛАГа. Причем мне показалось, что экскурсию мне вели на час дольше, чем положено. Мы говорили с этой женщиной об истории России, а потом оказалось, что она тоже летом была в Сербии. «Это знак», — подумала я. 

Изображение 038

Безудержно стыли руки. Зашла в собор отогреться. Свет падал вниз через окошки у купола, преломлялся и освещал мое лицо. И вот тогда меня накрыло ощущение полнейшего спокойствия и благодати, хотя православные церкви я считаю в большинстве своем гнетущими, а для связи ты-Бог совсем не нужен епархиальный посредник. Пахло ладаном. Захотелось вдруг простить всех, и чтоб меня простили.

Изображение 007

Шла по улице и возникало ощущение, что я застряла где-то на рубеже XIX-XX веков. Если бы не машины и стеклопакеты, разницы никакой бы не было. Заходила во все симпатичные дворы. Познакомилась с одной кошкой и двумя собаками. Провалилась в сугроб, долго отряхивалась. Двухэтажные дома в предаварийном состоянии навели меня на мысль, что я все же хаос люблю больше порядка. Он какой-то родной, близкий.

Изображение 019

Впервые за долгое время ждала, когда заведение откроется после перерыва на обед. Привыкнув к тому, что дома можно достать все что угодно в любое время, забываешь, что вообще-то это ненормально и «Всему свое время, и время всякой вещи под небом».

Изображение 045

По старой доброй традиции, попросила Город привести меня к хорошему кофе. Сразу же после этого у меня сел телефон, я умудрилась  уйти куда-то к промзоне, прыгала через сугробы, мне помахал смешной усатый дядька из окна, а потом я повернулась за угол и совершенно случайно наткнулась на ту кофейню, про которую читала. И там просто восторг какой кофе был за 40 рублей, а еще играл джаз.

Изображение 026

Сначала мне было жаль, что некого толкнуть в плечо и сказать: «Смотри, друг, какая красота!», а потом я поняла, что если бы я приехала туда с кем-то, то ощущения были бы совсем другие. Вот в чем плюс путешествовать одной — все твои органы восприятия напряжены до предела и никто не отвлекает от созерцания. А вот сегодня как обычно, не я гуляла весь день по городу, а город пошел гулять со мной.

Изображение 040

Ноги были мокрые и холодные, щеки обветренные, пальцы озябшие, но какая я была счастливая, какая нашедшая, какая услышанная. Бродила весь день сама по себе и глотала ветер. Некоторым местам можно простить даже то, что ты был в них беспечно, самонадеянно и отчаянно счастлив. И вроде ты вообще чужеземец, но так быстро ощущаешь спокойствие и свою принадлежность необъяснимую к этому месту, что никуда уже не хочется. Как будто ты уже Дома.

Привет, Новгород. Ты Великий!

Мне есть что сказать

