Подгорица

В погоне за дешевыми авиабилетами я решила наплевать на дорожные неудобства. Забегая вперед, я скажу, что потом пожалела об этом не раз, но тогда, на первом этапе моих сборов, перелет из Москвы с восьмичасовой стыковкой в черногорской Подгорице меня не испугал.
Про то, как я ночевала в Домодедово из-за раннего вылета, чашку кофе по цене маленького африканского государства, соседство с представителем среднеазиатской субкультуры у единственной свободной розетки и отчаянный поиск места для курения я рассказывать не буду. Это было слишком грустно, да и не особо важно для нашего повествования. Так что после всех вышеописанных событий, в 9:50 по местному (UTC+1) времени я ступила на Балканскую землю.
Причем ступила в прямом смысле слова. Хоть Подгорица и крупнейший город, аэропорт в нем миниатюрный, вмещающий в себя только Costa Coffee, небольшой Duty Free и пару стоечек авиакомпаний. И взлетная полоса такая же миниатюрная, так что до дверей аэропорта ты идешь пешком. Один. И всем на тебя наплевать. У меня даже проскользнула мысль, что если бы я развернулась и убежала в поля, на меня бы никто не обратил внимания. Сотрудники аэропорта были поглощены разглядыванием гор, оправдывающих своим существованием название самой страны.


Кстати, въезд в Черногорию для россиян — безвизовый. Потому любезный дядечка в будочке расплылся в улыбке и влепил мне штамп без малейших колебаний. В тот момент я поняла два факта: я попала в край самых красивых мужчин на земле и нет звука в мире приятнее, чем шлепок въездной печатью.
У меня было свободно примерно 6 часов. Так как мой багаж был зарегистрирован прямо до Белграда, мне не надо было его забирать и выходило, что все эти 6 часов я буду гулять налегке. Чрезвычайно добрая весть. Подсказки на Foursquare сообщили, что добраться до центра города можно только одним с половиной способом: на такси или на автобусе. А так как автобусы в Черногории ходят только по самим им ведомым расписаниям и останавливаются там, где бог на душу положит, меня ждала поездка на такси.
Высадив меня на какой-то площади и махнув рукой в неопределенном направлении, мол, тебе туда, таксист скрылся с моих глаз, а я осталась стоять в совершеннейшей прострации. От жары плавился мозг. Для меня, не особо любящего жару человека, было серьезным испытанием попасть из нашего северного лета в балканские +40.

Вспомнив о бессонной ночи в аэропорту и предстоящем дне на ногах, я сразу же начала мечтать о кофе. И тут мое чутье меня не подвело. Ноги привели меня в заведение под названием Cheers Bar, где были три вещи, которые на тот момент являлись жизненно необходимыми: кофе, терраса и бесплатный wifi. К слову, тут ВЕЗДЕ к кофе приносят бесплатно стакан воды со льдом , да еще и спрашивают, не налить ли еще, когда видят, что он наполовину пуст (или все-таки полон?). Учитывая, что утро было уже в пекле, это было более чем кстати.

Но по закону подлости первая проблема не заставила себя ждать. Люди вокруг практически (и это еще очень мягко сказано) не говорили на известных мне иностранных языках. Так что попытки выяснить дорогу к трем достопримечательностям, которые я хотела посмотреть, не увенчались успехам. Горестно улыбнувшись, молодой человек-официант скрылся в дверях, а я осталась разглядывать карту Подгорицы на Google Maps. Через какое-то время я бросила это тщетное занятие, решив поступить так, как поступала до этого всегда — довериться случаю и «чувству города». К тому же, раньше оно меня не подводило. Оплатив 1,5€ (!!!), я была уже почти готова двинуться в путь, как вдруг…

Да, в Черногории, как и на всех Балканах, довольно много цыган. Нет, этот очаровательный ребенок не просил у меня денег. Я совершенно не понимала, о чем он говорит, равно как и он не понимал того, что говорю ему я. Я рисовала ему своих птичек на салфетке, а он показывал мне какие-то камушки, которые он где-то нашел. На прощание он меня обнял и еще долго кричал «Чао». И, нет, мой кошелек после этого объятия остался на месте.

Хотя Подгорица — административный, экономический и промышленный центр Черногории, она сама по себе преимущественно одно-, двух- и трехэтажная. Тут можно увидеть причудливое смешение разнообразных архитектурных стилей — наследство бурной истории города и страны. Отсутствует этот самый лоск, который можно увидеть на туристических открытках и буклетах. Но несмотря на не слишком чистые улицы и здания разной степени аварийности, впечатление остается на редкость приятнейшее.

Первой достопримечательностью, которую я нашла, был Мост Тысячелетия (он же Мост Миллениум) — мост длиною 140м через реку Морача.

А рядом с ним… Кто бы вы думали? Ну, спасибо, что живой.

На этом приветы с родины не закончились. Я знала о существовании этих двух памятников, но я не представляла, где они находятся. Так получилось, что я нашла их один за другим совершенно случайно — помогло то вышеупомянутое «чувство города».

За четыреста лет османского владычества в Подгорице было построено много зданий турецкой архитектуры. Старейшая часть города, Стара Варош, застроена домами подобного типа — здесь можно увидеть две мечети, часовую башню и узкие извилистые улочки. Из старой части города обратно добираться пришлось какими-то закоулками. День уже был в самом разгаре, на местном рынке кипела шумная торговля, повсюду сновали люди и какой-то дедушка чуть было не сбил меня на велосипеде. Попытавшись завязать со мной беседу, потерпел неудачу. Сочувственно поцокал языком, мол «тяжело тебе будет, красна девица тут одной да без знания языка», и укатил в неизвестном направлении.

Устав бродить по городу, я отправилась на поиски розетки для подзарядки айфона с приятным дополнением в виде хорошей кухни. Но этому сбыться было не суждено. Ноги занесли меня заведение под названием Berlin с волосатым барменом и The Box Tops — The Letter, играющей из колонок. На небесах все решили без меня. Эти ребята знали, что мне для счастья нужна лишь правильная музыка и подходящий антураж.

Но пришло время возвращаться в аэропорт. Таксист, пойманный на главной площади, назвал цену в два раза ниже той, которую я заплатила по дороге в центр. А потом, как практически каждый таксист в моей жизни, он начал вести светскую беседу. Узнав, что я русская и приехала из Петербурга, он начал в восторге вспоминать когда-то знакомый ему язык и рассыпаться в комплиментах мне, Петербургу и России в целом. Вообще я заметила, что на Балканах к русским относятся преимущественно хорошо. И мне было очень приятно наблюдать, как расплывалось в улыбке человеческое лицо: «Рускиня? Ооо, Рускиня! Я учил русский в школе, у тебя очень красивая страна.»
А впереди уже виднелся аэропорт, и где-то там летел самолет, который должен был доставить меня в город, где меня уже кто-то ждал.

Содержание:
0. Предисловие

Мне есть что сказать

